(8452)55-92-47
 
   
 

 

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Приказом  Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ в 2012 году и закреплено в статье 195.1.

Зачем педагогам нужен профстандарт?

            Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях: с одной стороны, это основа для анализа и реформирования педагогического образования, а с другой стороны– это основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам, основа для аттестации педагогических работников, присвоения квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров.

В чем заключается процесс введения профстандарта ?

            Профстандарт с 01.01.2017 года должен применяться работодателем при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования?

            Во – первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; в-третьих, профессиональный стандарт  повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

Анализ требований к повышению профессионального мастерства  педагогов ДОУ в нормативных документах: Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Профессиональном стандарте педагога

Педагогические кадры должны быть квалифицированными, сейчас педагоги должны иметь профессиональное образование. Проходить курсы повышения квалификации раз в три года, повышать профессиональное мастерство, участвуя в конкурсах.

Какими качествами, компетентностями должен обладать современный педагог в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога, регламентирующие деятельность педагогов ДОУ?

       В связи с этим в современной практике дошкольного образования необходима  подготов­ка воспитателя ДОУ, способного организо­вать «зону ближайшего  развития» ребенка, учитывать в общении с ребенком особенности детского  развития, обладающего профессиональной критичностью, владеющего ком­петенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей от младенчества до школы, с учетом их интересов, особенностей, что должно являться особой задачей и направлением переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

        Современный этап внедрения стандарта дошкольного образования предполагает иной подход к системе воспитания и обучения дошкольников, а соответственно достичь положительных результатов можно только совершенствуя профессиональные качества педагога. В стандарте дошкольного образования немаловажную роль занимают требования, предъявляемые к профессионализму педагога [19, с.21]. Стандарт требует новых форм работы от воспитателей. Обратимся к  «Профессиональному стандарту педагога», в котором выделены важные качества педагогов дошкольного образования. Проанализировав эти важные документы, мы выделяем следующие требования, предъявляемые к педагогу [18, с.14].

 

Профессионально важные качества педагога (воспитателя)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Профессиональный стандарт педагога

Профессиональная компетентность:

Знания - (общий кругозор, методика, предмет, педагогика, психология)

Умения:

Адаптационные  (подбирать способы работы адекватные возрасту, стиль общения, создавать положительную атмосферу, создавать наглядность, использовать технические средства)

Коммуникативные (способ общения с детьми, анализ поступков детей, создавать атмосферу успеха, владение ораторским искусством, соблюдать субординацию)

Организаторские (организовать индивидуальную и групповую работу, организовать коллективное общение, учить детей взаимодействовать друг с другом, рационально сочетать разные формы деятельности, распределять задания по способностям) 

Гностические (анализировать свою деятельность и своих коллег, адекватно воспринимать новшества и внедрять их, участвовать в исследованиях, вести работу по самообразованию и самосовершенствованию)

 Перцептивные (умение найти подход и внимание всем детям и проводить индивидуальную работу, видеть межличностные отношения, адекватно оценивать способности воспитанников)

Проектировочные (планировать занятие в соответствии возрасту и особенностям развития дошкольника, подбирать материал по возрасту, анализировать пособия, применять здоровьесберегающие  технологии)

Гибкость

Мобильность

Стрессоустойчивость

Личностные качества (интеллектуальные, трудовые, эстетические, педагогический такт, гуманность, нравственность)

Темперамент

Ценностные ориентации

Профессиональная культура педагога 

Профессиональное самосознание 

Педагог должен знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми

Знать возрастные особенности;

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности

Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и методикой развития  детей  дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи вместе с узкими специалистами по результатам мониторинга с целью последующей корректировки.

Реализовывать педагогические рекомендации узких специалистов в работе с детьми.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями.

 

 

            Стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога предъявляют важные  требования к профессионализму педагога, в частности воспитателя. Регламентируют идентичные компетенции, предъявляемые к педагогу, а именно  личные и профессиональные.

            В стандарте педагога предъявляются наиболее четкие требования в большей степени направленные на профессиональные качества педагога. Такие как знание теории и методики дошкольного воспитания и образования, владение мониторингом с целью освоения образовательной программы детьми, создание благоприятной и безопасной атмосферы для детей, взаимодействие с узкими специалистами и реализация коррекционной работы с детьми, особое значение отводится работе с родителями.

В профессиональном стандарте  педагога представлены требования к   педагогу дошкольного образования (воспитателю), отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.

К педагогу  дошкольного  образования по профессиональному стандарту педагога  предъявляются  следующие требования:

Трудовые действия:

Участие:

  • в разработке основной общеобразовательной программы образовательного учреждения в соответствии с ФГОС дошкольного образования;                     
  • в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в ДОУ через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в ДОУ; 
  • в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с узкими специалистами: психологом, логопедом, дефектологом и другими) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
  • реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • развитие профессионально значимых компетенций, необходимых  для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
  • формирование психологической  готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению;
  • создание позитивного психологического  климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

Организация образовательно-воспитательного процесса:

  • видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом), продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
  • конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  • образовательного  процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;
  • активно использовать недирективную помощь и способствовать поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Необходимые умения: 

  • организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства;
  • применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
  • использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
  • владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
  • выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
  • владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Необходимые знания:

  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический,  деятельностный и личностный;
  • основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Правовой основой деятельности педагога на федеральном уровне являются:

  • квалификационная характеристика  (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»». Зарегистрирован в Минюсте РФ 6.10. 2010 г. Регистрационный N 18638);
  • правовой статус педагогического работника (федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации» статьи 47, 48, 49);
  • профессиональный стандарт педагога (приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. N 544н  «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте РФ 6.12.2013 г. Регистрационный N 30550);
  • Трудовой кодекс РФ. 

В чем заключается основные характеристики эффективного контракта?

            К основным характеристикам эффективного контракта относятся:

  • Наличие у МДОУ муниципального задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем.
  • Система оценки эффективности деятельности работников МДОУ (совокупность показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденная работодателем в установленном порядке.
  • Система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденная работодателем в установленном порядке.
  • Система нормирования труда работников МДОУ, утвержденная работодателем.
  • Подробная конкретизация с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

 

Приказ об организации работы по  введению профессионального стандарта с приложением

Дорожная карта внедрения профессионального стандарта

Приказ о проведении процедуры самооценки педагогами своей квалификации в соответствии с уровнями профессионального стандарта

ЛИСТ САМООЦЕНКИ