(8452)55-92-47
 
   
 

Структура профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Профессиональная компетентность педагога – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, в основе которой лежит специальное образование и эмоционально-ценностное отношение к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Профессиональная компетентность педагога проявляется в различных сферах его профессиональной деятельности, в содержании которой доминирующее значение имеет общение участников педагогического процесса. Общение педагога с родителями (законными представителями) воспитанников – это двухсторонний процесс, который направлен на установление педагогически целесообразных контактов с родителями (законными представителями), их педагогическое просвещение, обмен знаниями и опытом.

На основе современных принципов и требований к организации общения участников образовательного процесса в рамках ДОУ, разработок Н.Н. Лобановой, а также содержания профессионально значимых знаний и умений, необходимых педагогу при общении с родителями (законными представителями), выделенного Н.П. Рассказовой, структуру профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями (законными представителями) воспитанников можно представить следующим образом:

  • личностный блок – предполагает развитие у педагогов необходимых установок, а также определенных личностных качеств;
  • содержательный блок – направлен на развитие специальных знаний о семье, ее специфике и способах организации общения с родителями;
  • профессионально-деятельностный блок – отражает основные умения и навыки педагогов, необходимые им в организации общения с родителями.

Наименование структурного компонента

Содержание

Личностный блок

Личностные качества и установки:

  • готовность каждого педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями (законными представителями) воспитанников;
  • осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями (законными представителями) воспитанников;
  • установка на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями (законными представителями);
  • выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.

Содержательный блок

Знания: о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи

Профессионально-деятельностный блок

Умения и навыки эффективного общения с родителями (законными представителями):

  • умения преодолевать психологические барьеры общения с родителями (законными представителями), осуществлять индивидуальный подход в процессе общения;
  • умения конструировать программу деятельности с родителями (законными представителями), отбирая содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения и т. д.;
  • организовывать традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями), оказывать им действенную помощь и осуществлять педагогическое руководство.

Коммуникативные умения и навыки:

  • умения устанавливать контакт с родителями (законными представителями);
  • понимать, сопереживать, проявлять внимание;
  • предвидеть результаты общения, возможные трудности;
  • управлять своим поведением;
  • предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации;
  • проявлять гибкость в общении с родителями (законными представителями);
  • создавать в процессе общения атмосферу совместного творчества;
  • владеть этикетными нормами речи и поведения;
  • организовывать содержательное общение с родителями;
  • осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей родителей (законных представителей).

Умения и навыки диагностической работы:

  • владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей (законных представителей);
  • умения ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями (законными представителями), оценивать эффективность применяемых методов воспитания детей в семье и т. д.;
  • умения прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т. д.

Деление на блоки является условным, т.к. профессиональная компетентность является комплексной характеристикой. Содержание трех условно выделенных блоков взаимосвязано и взаимозависимо. Развитие установок и профессионально значимых личностных качеств возможно на основе формирования у педагогов определенной совокупности теоретических знаний и практических умений. В свою очередь, развитие установок и личностных качеств приводит к дальнейшему стремлению педагога овладевать новыми знаниями, приобретать новые умения. Таким образом, развитие профессиональной компетентности возможно только комплексно, с учетом всех трех условно выделенных компонентов.