Структура профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Профессиональная компетентность педагога – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, в основе которой лежит специальное образование и эмоционально-ценностное отношение к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками.
Профессиональная компетентность педагога проявляется в различных сферах его профессиональной деятельности, в содержании которой доминирующее значение имеет общение участников педагогического процесса. Общение педагога с родителями (законными представителями) воспитанников – это двухсторонний процесс, который направлен на установление педагогически целесообразных контактов с родителями (законными представителями), их педагогическое просвещение, обмен знаниями и опытом.
На основе современных принципов и требований к организации общения участников образовательного процесса в рамках ДОУ, разработок Н.Н. Лобановой, а также содержания профессионально значимых знаний и умений, необходимых педагогу при общении с родителями (законными представителями), выделенного Н.П. Рассказовой, структуру профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями (законными представителями) воспитанников можно представить следующим образом:
- личностный блок – предполагает развитие у педагогов необходимых установок, а также определенных личностных качеств;
- содержательный блок – направлен на развитие специальных знаний о семье, ее специфике и способах организации общения с родителями;
- профессионально-деятельностный блок – отражает основные умения и навыки педагогов, необходимые им в организации общения с родителями.
Наименование структурного компонента
|
Содержание
|
Личностный блок
|
Личностные качества и установки:
- готовность каждого педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями (законными представителями) воспитанников;
- осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями (законными представителями) воспитанников;
- установка на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями (законными представителями);
- выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.
|
Содержательный блок
|
Знания: о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи
|
Профессионально-деятельностный блок
|
Умения и навыки эффективного общения с родителями (законными представителями):
- умения преодолевать психологические барьеры общения с родителями (законными представителями), осуществлять индивидуальный подход в процессе общения;
- умения конструировать программу деятельности с родителями (законными представителями), отбирая содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения и т. д.;
- организовывать традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями), оказывать им действенную помощь и осуществлять педагогическое руководство.
Коммуникативные умения и навыки:
- умения устанавливать контакт с родителями (законными представителями);
- понимать, сопереживать, проявлять внимание;
- предвидеть результаты общения, возможные трудности;
- управлять своим поведением;
- предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации;
- проявлять гибкость в общении с родителями (законными представителями);
- создавать в процессе общения атмосферу совместного творчества;
- владеть этикетными нормами речи и поведения;
- организовывать содержательное общение с родителями;
- осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей родителей (законных представителей).
Умения и навыки диагностической работы:
- владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей (законных представителей);
- умения ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями (законными представителями), оценивать эффективность применяемых методов воспитания детей в семье и т. д.;
- умения прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т. д.
|
Деление на блоки является условным, т.к. профессиональная компетентность является комплексной характеристикой. Содержание трех условно выделенных блоков взаимосвязано и взаимозависимо. Развитие установок и профессионально значимых личностных качеств возможно на основе формирования у педагогов определенной совокупности теоретических знаний и практических умений. В свою очередь, развитие установок и личностных качеств приводит к дальнейшему стремлению педагога овладевать новыми знаниями, приобретать новые умения. Таким образом, развитие профессиональной компетентности возможно только комплексно, с учетом всех трех условно выделенных компонентов.