(8452)55-92-47
 
   
 


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

В современном мире доступного телевидения, игр компьютерных и на мобильных телефонах, очень сложно найти ребенка, по-настоящему увлекающегося чтением книг.

Вся прелесть чтения – это погружение в некий мир сказок или приключений, другой реальности или эпохи. Книги – источник знаний, они расширяют кругозор, дают ребенку представление о мире, о людях, характерах и судьбах. Создают образ героев и злодеев, позволяют оценивать поступки и отождествлять их с собой.

Все то же самое может дать и телевидение, различные художественные и документальные фильмы. О том, так ли нужно читать, приводятся самые различные доводы «за» и «против», но очень редко упоминается один из важных аргументов, который перевешивает в сторону незаменимости книг. Это – воспитание грамотности!

Процессы восприятия орфограмм у школьников разнообразны – это слуховое восприятие, речевые (проговаривание) и зрительное восприятие. Для развития грамотности ребенка важно использовать все три формы обучения. Чем больше органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память (по К.Д. Ушинскому).

Но из всех доступных ребенку источников информации, только чтение книг помогает зрительному восприятию правописания. Более того, при формировании грамотного письма, зрительный фактор стоит на первом месте. Ребенок может не знать некоторых правил, не иметь представления о значении некоторых слов, но он научится правильно писать и говорить, если будет достаточно много читать. Согласитесь, поколение людей, выросшее на книгах, без компьютеров и телевизора, намного грамотнее, чем поколение, в чьей жизни книги заменили интернет, мобильные игры и телевизор.

Остается вопрос, как привить ребенку любовь к чтению книг.

Но прежде зададим себе вопрос, а с кого берут пример наши дети? Читаете ли вы сами, что именно и когда? Можно сколько угодно перекладывать ответственность на школу, но воспитание начинается все-таки с семьи.

Ребенок будет подражать, прежде всего, родителям. Если вы сами не помните когда держали в последний раз в руках книгу, если вы сами большую часть времени проводите за компьютерными играми или перед телевизором, то на этом можно поставить жирную точку.

Осталось только заинтересовать ребенка.

Пусть ребенок читает то, что ему интересно. Можно читать книги о любимых героях из мультфильмов и сказок. Особенно ребенка заинтересует, если в книге есть продолжение историй, которые он смотрел по телевизору.

Если он не знаком с героями книги, то очень важно подобрать такую книгу, чтобы она вызывала эмоции – удивление и восхищение. Именно эти чувства заставляют остро представлять события, описываемые в книге. Удивление вызывает любопытство, а оно, в свою очередь, интерес. И только интерес способен заставить ребенка читать.

Вам надо помочь сыну или дочери найти тех героев, чьи приключения привлекут их внимание.

Вспомните свои детские впечатления от книг, что вам не нравилось, а что привлекало, и постарайтесь учесть это в выборе книг для своих детей. Можно начать читать книгу по очереди, но если у ребенка не возникло желания продолжать самому, значит, ему не интересно.

Читайте больше вместе друг другу. Удивляйтесь героям и их поступкам, смейтесь

вместе с ребенком.

Ругайте и хвалите действующих лиц. Важно представлять героев живыми, почувствовать их, как друзей или врагов.

Обсуждайте прочитанное.

Предложите ребенку нарисовать героев книги, какими они ему представляется, если не умеет рисовать, пусть опишет словами.

Включайте воображение и элементы игры.

Загадывайте, угадывайте, сочиняйте продолжения вместе с ребенком.

Если вы все еще не можете найти времени читать своим детям вслух, попробуйте включать им аудиосказки и рассказы, которые читают профессиональные актеры или чтецы. Прослушивание не заменит собственного прочтения книги, но может помочь на первых порах, т.к. учит ребенка строить свои образы, рисовать в уме картины, представлять героев, т.е. развивает воображение, чего не дает просмотр мультфильмов и фильмов.

Вы, как никто другой, знаете своего ребенка, и представляете какой герой, какие события и жанр могут заинтересовать его. Одних детей увлекают приключения и расследования, других – судьбы и поступки, третьих – юмористические ситуации.

Кстати, если у вашего ребенка совершенно нет интереса к чтению, то именно с юмористического жанра стоит начать. Из классики - это рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского.